ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ШКОЛА
- ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ШКОЛА
- (HUMAN RELATIONS) Междисциплинарное течение в сфере изучения социальных отношений в индустрии, охватывающее социологию, социальную антропологию и социальную психологию; пользовалось значительным влиянием в научных и менеджерских кругах в период с конца 1930-х до начала 1960-х гг. Оно сосредоточивалось на поведении работников в группах и ознаменовало собой переход с позиций научного менеджмента, в рамках которого работники рассматривались как изолированные индивиды, стремящиеся максимально увеличить свой доход, к изучению работников в качестве индивидов, ориентированных на группы, нуждающихся в отношениях социальной поддержки на работе и ставящих групповые интересы выше индивидуальных финансовых вознаграждений. Новаторские исследования, проведенные Э. Мэйо и его коллегами на предприятии Вестерн Электрик Ком-пани в период с 1927 по 1932 гг. (называемые иногда по имени основного завода Хоторнскими исследованиями), показали, что на производительность работников действительно оказывают влияние групповые факторы. В ходе одного из экспериментов производительность труда возросла, когда были созданы небольшие рабочие группы, повысившие моральный дух (morale) людей, что привело к работе с большей отдачей. Однако результаты другого эксперимента оказались противоположными — рабочая группа выработала социальные нормы, ограничивавшие производительность. Последующие исследования сосредоточивались на факторах, влияющих на формирование рабочих групп, таких, как технология и планировка производственных систем, а также на способах направления групповой динамики на благо компании — например, посредством обучения инспекторов (supervisors) выступать лидерами групп. Критические замечания в отношении школы человеческих отношений заключаются в том, что она (1) игнорирует более широкую социальную систему организации, включая конфликт между рабочими и менеджментом; (2) не учитывает влияние профсоюзов на производительность и на окружающую экономическую среду; (3) преувеличивает «социальные» потребности работников и преуменьшает их экономическую мотивацию; (4) сосредоточивается на вопросах, беспокоящих менеджмент, и, таким образом, не следует принципу академической нейтральности. См. также: Группа; Денежные отношения; Индустриальный конфликт; Парето; Состоятельный рабочий; Социотехнические системы. Лит.: Rose, M. (1988)
Социологический словарь. — М.: Экономика.
Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер.
2004.
Полезное
Смотреть что такое "ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ШКОЛА" в других словарях:
Школа человеческих отношений — исторически существовавший концептуальный подход, в центре которого находится человеческий фактор, включающий и отношения между людьми в процессе работы. Известными исследователями этого направления были Пэри Паркер Фоллет и Элтон Мэйо … Словарь терминов антикризисного управления
школа человеческих отношений — Исторически существовавший концептуальный подход, в центре которого находится человеческий фактор, включающий и отношения между людьми в процессе работы. Известными исследователями этого направления были Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мэйо.… … Справочник технического переводчика
ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ — (human relations school) подход к пониманию и предсказанию поведения на рабочем месте, исходя из норм рабочих групп, степени коммуникации и искусства управления. Этот подход основан на известном исследовании Хоуторна (см. Эффект Хоуторна),… … Большой толковый социологический словарь
ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ — исторически существовавший концептуальный подход, в центре которого находится человеческий фактор, включающий и отношения между людьми в процессе работы. Известными исследователями этого направления были Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мэйо … Большой экономический словарь
Школа № 91 (Тольятти) — ПОРТРЕТ ШКОЛЫ Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов технологического профиля № 91, город Тольятти, Самарская область … Википедия
Школа (телесериал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Школа (значения). Школа … Википедия
ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА — одно из течений в социологии и социальной философии 20 в., названное так по месту нахождения Института социальных исследований, деятельность которого, начиная с 1930 х, положила начало оформлению основных идей этого интеллектуального направления … Новейший философский словарь
ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА — одно из течений в социологии и социальной философии 20 в., названное так по месту нахождения Института социальных исследований, деятельность которого, начиная с 1930 х, положила начало оформлению основных идей этого интеллектуального направления … Социология: Энциклопедия
ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА — (FRANKFURT SCHOOL) Влиятельное движение в современном марксизме; группа ученых, работавших в Институте социальных исследований (1923 1950) при Франкфуртском университете. Почти все члены Франкфуртской школы были евреями и оказались в изгнании в… … Социологический словарь
Школы менеджмента — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/11 августа 2012. Пока процесс обсужден … Википедия